Close
  • UAUA
  • Запретный город: Императорский Дворец в Пекине

    Запретный город Пекин

    На протяжении 500 лет императорский дворец в Пекине в Китае оставался для китайцев олицетворением власти. Простым людям было запрещено даже приближаться к его стенам, за что сооружение и получило свое дошедшее до наших дней название — Запретный город. Бывший средоточием высшей власти более пяти веков, Запретный город с его ландшафтными садами и многочисленными строениями, 9999 комнат которого обставлены уникальной мебелью и украшены произведениями искусства, является бесценным вкладом китайской цивилизации эпохи династий Мин и Цин в мировую культуру.

    vrata-nebesnogo-spokoi-stviya

    Врата Небесного Спокойствия северный вход в Запретный город. На табличке над центральным проходом написано по-китайски: «Дворец -музей».

    Дворец императора, ныне официально именующийся «дворец-музей», или «Гугун», был резиденцией 24 императоров династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Правители редко покидали огромный дворцовый комплекс, занимающий около ста гектаров и включающий в себя почти 10 ООО комнат, а также ландшафтные сады и парки. Китайцы считали свою страну центром Вселенной и опирались на законы строгой симметрии согласно принципам инь-янь, поэтому дворцовый комплекс стал символом совершенной гармонии. Это был мир в мире, откуда около 100 тысяч придворных правили огромной империей. Самые ранние сооружения комплекса были возведены при монгольском императоре Хубилае (Кублай-хане), который в XIII веке сделал Пекин (в то время Даду) своей столицей. Однако большая часть императорского дворца датируется XV веком и появилась при императоре династии Мин, Чжу Ди (правившем под девизом Юнлэ), который начал строительство города в 1406 г. Более 20 лет около 100 тысяч рабочих трудилось, создавая дворцы и парадные залы, которые образуют сердце комплекса. В 1420 г. Пекин вновь стал столицей государства (его название означает «Северная столица», а южной столицей был Нанкин).

    poludennye-vrata

    Полуденные Врата — южные ворота Запретного города с пятью входами. Правом следовать через центральный вход почти единовластно обладал император, а сам вход являлся частью так называемого «Императорского пути»

    В конце правления династии Мин, в начале XVII века, коррупция, бедность и голод погрузили империю в хаос. С севера в «Поднебесную» вторглись маньчжуры, захватившие власть и основавшие в 1644 г. новую династию Цин. Эта династия просуществовала вплоть до провозглашения республики в 1911 г. Во время маньчжурского вторжения большая часть запретного города была повреждена или разрушена, поэтому начиная с XVIII века началась его масштабная реставрация. В конце XIX века Ихэтуаньское восстание (Восстание Боксеров) внутри страны и сильное давление западных держав извне ослабили династию Цин, правители которой безуспешно пытались реформировать страну.

    В туристической компании RomanTravel Вы можете сделать онлайн подбор тура (экскурсионного, пакетного или индивидуального) в Пекин.

    После смерти императрицы Цыси в 1908 г. на трон был посажен двухлетний Пу И. Спустя три года его свергло республиканское движение, которое возглавлялось Сунь Ятсеном. Запретный город был заброшен и начал приходить в упадок. Кроме того, его коллекция дважды перевозилась — драгоценности, произведения искусства, мебель, книги и другие ценности. В ходе Японо-китайской войны в 1930-х годах коллекцию эвакуировали, а затем в 1949 г. армия Чан-Кай-ши, теснимая Красной армией Мао Цзедуна, перевезла ценности в Тайпей, где они и поныне хранятся в Национальном дворцовом музее. В результате, сокровища из императорских дворцов разбросаны сегодня по разным уголкам Китая.

    На вершине мраморного основания выстроились в линию три главных церемониальных зала — Зал Высшей Гармонии, Зал Полной Гармонии и Зал Сохранения Гармонии. Первый из них, самый роскошный, использовался только для особо важных церемоний, таких, как коронация. Второй зал служил для приема иностранных послов и других менее важных случаев, а третий — для государственных приемов и сдачи императорских экзаменов, которые должны были пройти кандидаты, желающие поступить чиновником на гражданскую службу. Его сокровищницы теперь превращены в галереи.

    Весь Запретный город, от общей схемы до отдельных деталей и декоративных резных украшений, основан на геометрических принципах равновесия и нумерологии. Его создатели стремились не только воплотить равновесие и гармонию, но также возвысить значение императорской власти и подчеркнуть незначительность отдельной личности. Как и сам Пекин, Запретный город ориентирован по оси север-юг, поэтому все главные постройки обращены фасадом на юг, приветствуя Солнце. Сегодня в комплексе насчитывается 9000 помещений, но изначально их было 9999 — это «совершенное число ян».

    Значение нумерологии отразилось в преобладании числа «три», символизирующего не только небо, но и жизненно важную роль императора как основного связующего звена между небом и землей. В частности, три главных зала стоят в центре города на трехступенчатом мраморном основании. Весь город наполнен символическими деталями. Это дракон и феникс — символы императора и императрицы. Бронзовые журавли и черепахи перед Залом Полной Гармонии символизируют долголетие.