Самые красивые места мира. Ватикан
11 февраля 1929 года соглашение, подписанное папой Пием XII и Бенито Муссолини, ознаменовало рождение государства Ватикан, полностью независимого от Италии. Таким образом, была поставлена точка в дискуссиях, начавшихся 20 сентября 1870 года, когда войско Виктора Эммануила II вошло в Рим, намереваясь покончить с государством понтификов. Ватиканский холм в первые века существования Рима был просто загородной местностью. Он начинался на правом берегу Тибра и шел вплоть до Ватиканских гор. На севере холм достигал моста Мульвия, а на юге — Яникула. Около I века до н.э. римские патриции начали постепенно застраивать эту местность своими поместьями. Во времена Августа эта земля была отдана Агриппине под сады. Калигула, став императором, повелел построить здесь цирк. Позднее камни, из которых был сложен цирк, были использованы при строительстве базилики Св. Петра.
История Ватикана полностью изменилась в IV веке. Император Константин, гарантировавший эдиктом от 313 года неприкосновенность христианам, в 324 году начал строительство базилики на месте погребения Св. Петра, по легенде пришедшего в 42 году н.э. в Рим с апостолом Павлом, чтобы донести Слово Божие до язычников. Для строительства христианского храма был выровнен склон Ватиканского холма и вскрыты древние некрополи. Центр апсиды базилики был установлен прямо над могилой Св. Петра. Большой собор с пятью нефами, широким трансептом и квадратным в плане портиком был готов только в 329 году.
Собор Св. Петра сразу стал важным центром христианской жизни. Вокруг него тут же начинали возникать светские здания и церкви, монастыри и приюты для паломников. В том же IV веке на юге города, за пределами городских стен, была воздвигнута небольшая церковь в форме базилики на том месте, где по преданию покоились останки Св. Павла. Последующие императоры расширили и увеличили ее.
Сейчас церковь Св. Павла за городскими стенами (Сан Паоло ле Мура) имеет три нефа, каждый из которых заканчивается апсидой. Несмотря на то что церковь была разрушена пожаром 15 июля 1823 года, ее восстановили по первоначальному архитектурном плану, хотя от древних конструкций почти ничего не осталось. На триумфальной арке, отделяющей алтарную часть от нефов, сохранилась римская мозаика V — VIII веков. Венецианские мозаики XIII века представляют Христа среди святых Петра, Андрея, Павла и Луки. Под алтарем находится гробница Св.Павла. За прошедшие века Рим не раз подвергался варварским набегам. Поэтому на рубеже VIII-IX веков папа Лев III окружил Ватикан крепостной стеной. После смерти папы эти стены были сломаны римлянами. В 846 году город подвергся нападению сарацин., разоривших его и разрушивших культовые места христиан. Папа Лев IV решил заново огородить папские владения мощной стеной. Только после этого Ватикан был признан независимой территорией.
Туристическая компания RomanTravel предлагает лучший отдых в Италии, у нас вы можете купить тур в Ватикан Италию из Одессы. Но не только понтифики столетиями проживали в этой местности. Первым папой, утвердившимся в 1277 году в Ватикане, стал Николай III, продолжавший строительство и укрепление стены. «Авиньонское пленение» пап привело к тому, что в XIV веке Ватикан пришел в упадок, а в XV столетии большая базилика Константина превратилась в развалины. В 1452 году Николай V задумал реставрацию собора, а через 50 лет архитектор Браманте получил заказ от папы Юлия II. В 1506 году в основание новой церкви был положен первый камень. Базилика Св.Петра возродилась из руин и превратилась в главный католический храм. В строительство собора, ставшего самым большим культовым зданием в мире (186,3 м. высота центрального нефа и 136,5 м высота купола), участвовали самые крупные мастера эпохи Возрождения и итальянского барокко. От Браманте, руководившего работами в Ватикане, эстафета перешла к Рафаэлю, затем Антонио да Сангалло, от него к Микеланджело и, наконец, к Карло Модерно, завершившему в 1614 году строительство фасада. Внутри собора находятся покрытые мрамором 11 капелл, 5 алтарей и другие произведения искусства, как оставшиеся от первоначальной базилики, так и принадлежавшие мастерам XVI-XVII веков.
Внутри возвышается папский алтарь конца XVI века, установленный при Клименте VIII. Он располагается в самом центре, под куполом, спроектированным Микеланджело, который умер, не завершив эту работу. Алтарь представляет собой мраморную плиту из форума Нервы. Над ним установлен бронзовый позолоченный балдахин работы Джан-Лоренцо Бернини, поддерживаемый колоннами в 20 метров. Внутри собора находится множество шедевров искусства.
Одним из самых знаменитых является «Пьета» Микеланджело. Мастер завершил ее в 1499 году в возрасте 25 лет. Сейчас скульптурная группа расположена в боковой капелле, рядом со Святыми вратами. В правой стороне собора находится часовня работы Бернини из позолоченной бронзы с надгробиями Урбана VIII и АлександраVII – последняя работа мастера, законченная в 1678 году.
Рядом с Собором Святого Петра располагаются ватиканские дворцы. Первый папский дворец был построен в 1198 году для Иннокентия III, но здание было заново украшено в эпоху Возрождения. В 1473 году Сикст IV повелел построить Сикстинскую капеллу. В конце века Иннокентий VIII поручил Браманте разработать проект соединения виллы Бельведер со зданием старого Ватикана. Затем, уже в XVIII веке, в этот проект было внесено множество добавлений. В ватиканских дворцах собрано множество художественных шедевров мирового значения.
Сикстинская капелла украшена фресками Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Микеланджело. Период с 1508 по 1512 год Микеланджело посвятил росписи плафона. На фресках цредставлен художественный цикл из 300 фигур, с сюжетами из Ветхого Завета. Уже в зрелом периоде творчества, в 1541 году, Микеланджело создал на алтарной стене капеллы фреску «Страшный суд». С 1508 по 1517 год Рафаэль расписывал станцы (комнаты) в личных апартаментах папы Юлия II. Работа была заказана понтификом для отделки пустующих помещений, поскольку он не хотел жить там, где обитал его соперник и предшественник Александр VI. Рафаэлю не удалось закончить эту работу, ее прервала ранняя смерть художника.
В середине XVIII века, после создания музеев Ватикана, необыкновенные сокровища, собранные в Ватикане за многие столетия, стали доступны публике. В состав ватиканских музеев были включены и Сикстинская капелла, и Станцы Рафаэля.
В специально выстроенных залах были представлены собрания античных памятников, а начиная с 1837 года — произведения египетского, ассирийского и этрусского искусства. Значительная часть ватиканских музеев была покрыта великолепными росписями, которые папы эпохи Возрождения заказывали таким мастерам, как Рафаэль, Беато Анжелико, Пинтуриккьо. Пинакотека хранит небольшую, но необыкновенную коллекцию живописных произведений Леонардо, Рафаэля, Тициана, Доменикино, Караваджо.
В 1973 году, по призыву папы Павла VI, ряд современных художников передал в дар Ватикану свои работы. Благодаря этому здесь сложился раздел современного искусства, где представлены работы Жоржа Руо, Эмиля Нольде, Джорджо де Кирико и других мастеров, а также великолепная керамика Пабло Пикассо.
Огромную ценность представляет Ватиканская библиотека, включающая богатейшее собрание текстов. В числе ее сокровищ — 1 600 000 томов древних и современных книг и 8300 рукописей. В Секретном архиве содержатся многочисленные документы, включающие письма, описания, мемуары, по которым воссоздается история католической Церкви.