Чудеса света. Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинскую капеллу строили с 1475 — 1481 гг. по приказу тогдашнего папы Сикста IV (именно в честь него она названа), и почти сразу возник целый ряд проблем. Прежде всего, необходимо было несколько понизить свод капеллы, а затем папа, бывший знатоком и ценителем искусства, начал выбирать из всей плеяды своих современников — художников и мастеров — наиболее, по его мнению, достойных, чтобы те занялись внутренним убранством капеллы. Прежде всего нужен был мастер, который разделил бы огромное прямоугольное пространство здания на две части мраморным экраном и возвел балюстраду. Затем необходимо было подумать о росписи стен и потолка: для этого были приглашены самые знаменитые художники того времени, в том числе Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Пинтуриккьо, расписавшие фресками стены и часть алтаря.
Но самые большие трудности возникли, когда папа Юлий II решил пригласить для работы над декором Сикстинской капеллы Микеланджело. В Ватикане этого художника называли «Мука и Наслаждение», ибо рисовал он божественно, но характер имел поистине дьявольский. По почти единодушному мнению современников, в том числе его близкого друга Вазари, можно сказать, что Микеланджело, мягко говоря, не отличался красотой: он был маленького роста, имел почти бесформенную фигуру и при этом одевался весьма небрежно; кроме того, он был вспыльчив, раздражителен и несдержан. Сложно себе представить, как такой человек мог создавать столь великолепные скульптуры и картины, столь возвышенные и безупречно прекрасные, но, тем не менее, именно так оно и было.
Туристическая компания RomanTravel предлагает лучший отдых в Италии, у нас вы можете купить тур в Италию в Ватикан из Одессы. Папа Климент VII обратился к Микеланджело с просьбой создать еще одну фреску — на сей раз со сценой Воскресения Христа — на стене позади алтаря. Папа скончался еще до того, как работа была начата, и художник понадеялся, что сделка будет аннулирована, но новый папа Римский, Павел III, лишь изменил сюжет и поручил Микеланджело изобразить на алтарной стене сцену Страшного суда, что великий мастер сделал в 1536—1541 гт.
Как и прежде, роспись стены сопровождалась множеством споров, разногласий, бессонных ночей и даже несчастных случаев (однажды Микеланджело упал с лесов и сломал себе ногу, процесс выздоровления был длительным и трудным). В конце концов, через 450 дней упорного труда, на алтарной стене появилась фреска «Страшный суд» размером 226 м2, поражающая весь мир своим великолепием даже много веков спустя. Все образы на фреске отражают главные идеалы эпохи Возрождения, они выглядят не просто живыми — они излучают жизнь. В 1564 г. несколько обнаженных фигур, первоначально изображенных на фреске, были закрашены по приказу папы Пия IV, посчитавшего их постыдными.
Всего Микеланджело расписал около 1000 м2 площади Сикстинской капеллы. В образе Св. Варфоломея, находящегося недалеко от Иисуса на фреске «Страшный суд», можно заметить портретное сходство с самим Микеланджело, который отличался ироничностью. Фрески Сикстинской капеллы сильно пострадали от времени, и в 1980 г. началась их реставрация, занявшая 14 лет. Ныне мы можем увидеть их практически в первоначальном виде.