Чудеса света. Парфенон в Афинах
![The Parthenon, Acropolis, Athens, Greece](https://romantravel.ua/wp-content/uploads/The-Parthenon-Acropolis-Athens-Greece-1024x768.jpg)
Парфенон — один из наиболее впечатляющих и выдающихся храмов мира. Он является символом Афин и великой греческой цивилизации, явно контрастирующим с символом физической силы и выносливости, каковым считается Спарта. Храм был возведен на Акрополе в честь богини Афины Парфенос в V в. до н.э. (точнее, между 447 и 438 гг. до н.э.) архитекторами Иктином и Калликратом, приглашенными Периклом для работы над строительством храма. Акрополь — самая высокая часть холма, возвышающаяся над городом. Эта территория была населена еще в эпоху неолита, а с возведением ряда храмов она превратилась в священное место. Самым главным из них и стал Парфенон, посвященный богине-покровительнице Афин.
Парфенон с 17 колоннами вдоль длинной стены и 8 — вдоль короткой являет собой великолепный пример строгого дорического искусства. Великий скульптор Фидий наблюдал за украшением храма скульптурными изображениями, в частности огромной статуей Афины Парфенос, к сожалению, не сохранившейся до наших дней. Тот факт, что Фидий принимал участие в разработке архитектурного проекта Парфенона, достоверно доказан. При строительстве храма были воплощены в жизнь грандиозные идеи знаменитого скульптора. Многие детали декора были выполнены именно в его неповторимом стиле; ощущаются здесь и эстетические идеалы, господствовавшие в Афинах в пору «золотого века» изобразительного искусства. Для гениального скульптора Фидия не было ничего невозможного. Он обладал талантом воплощать в жизнь все задуманное, а все его проекты отличались естественностью форм и живостью образов. Свет, проникающий в храм снаружи, создает потрясающий эффект игры света и тени, подчеркивая совершенство всех деталей интерьера. С помощью такой игры света Фидий смог «раскрасить» статуи, украшающие Парфенон — это стало совершенно новой и никем ранее не использовавшейся техникой декора. Чтобы понять все тонкости и преимущества новаторской идеи скульптора, достаточно взглянуть на фрагменты статуй трех богинь — Гестии, Дианы и Афродиты, — бывших свидетелями рождения Афины из головы Зевса. Кроме того, свою роль в декоре храма сыграли застывшие в камне роскошные драпировки и одеяния, плотно прилегающие к телам богинь и образующие множество складок и причудливых изгибов, которые создают четко продуманную и неповторимую игру света и тени: таким образом фигуры оказываются «расписанными» мягким светом и причудливыми тенями.
Туристическая компания RomanTravel предлагает лучший отдых в Греции, у нас вы можете купить тур в Грецию из Одессы.
Следует отметить, что, помимо эстетической, Парфенон на протяжении своей истории служил различным целям. Это был первый храм, превращенный в христианскую церковь, а после завоевания турками Греции — в мечеть. Турки использовали Парфенон как склад оружия и боеприпасов. В 1687 г., во время осады Афин венецианцами, сушечный выстрел с корабля поразил храм, практически полностью разрушив его. Позднее храм был частично восстановлен, но многие скульптуры были потеряны безвозвратно и никогда уже не реставрировались. Кроме того, ряд скульптур в начале XIX в. был перевезен в Лондон лордом Элгином; впоследствии они стали частью коллекции Британского музея.
Вскоре разгорелся спор между греческим и британским правительствами по вопросу возвращения в Грецию так называемых «мраморных скульптур Элгина». Согласно мнению британцев, скульптуры Парфенона — одна из величайших ценностей человечества, они олицетворяют эстетические идеалы античности и являются одним из лучших творений этой эпохи, образец для представителей всех культур мира, а потому им следует остаться в Британском музее, где любой желающий сможет лицезреть их почти божественную красоту. Спор этот продолжается и поныне, но как бы он не решился, одного он не сможет изменить: скульптуры Парфенона — выдающееся произведение искусства, равного которому нет на земле.