Close
  • UAUA
  • Чудеса света. Аюттая в Таиланде

    Храмы Аюттайя в Тайланде

    Более 400 лет Аюттая (Аюттайя или Аюттхая) была столицей королевства Сиам (Таиланд). Названная европейцами «Восточной Венецией», она долгое время переживала период культурного и экономического расцвета. Названная в честь упоминающегося в эпосе «Рамаяна» города на севере Индии и находящаяся ныне на территории Таиланда была основана в 1350 году князем по имени У-Тонг, ставшим позднее королем Раматибоди (правил 1351-1369).

    ayuttai-ya-tai-land

    Аюттая Тайланд

    Построенный на острове, образованном при слиянии рек Чао Прая, Лон Бури и Па Сак, город очень выгодно расположен. Близость к морю (в те времена это расстояние составляло всего 110 км) превращала его в крупный торговый центр. Именно в этом качестве его еще раньше использовали кхмеры. Аюттая была второй столицей Сиамской империи после Сукхотая, которой правили тридцать три сменявших друг друга короля.

    Основанный около 1350 года к город Аюттая лежит приблизительно в 80 км к северу от таиландской столицы, Бангкока. Аюттая стала второй по счету столицей королевства Сиам после города Сукхотай. В XVIII веке он была разрушена бирманцами. Руины прангов (храмов в форме башен) и громадных монастырей дают представление о былом великолепии города. Храмовый комплекс Ват Суван Дарарам был полностью разрушен бирманцами, а затем восстановлен в 1785 году. В храме имеются фрески, изображающие сцены из джатак (историй о предыдущих воплощениях Будды) и жизни короля Наресуана.

    ayuttai-ya-tai-land1

    Ваты Аюттаи

    Между 1350 и 1767 годами, когда вторгшиеся бирманцы разрушили ее до основания, Аюттая была одним из крупнейших и богатейших городов Азии. В XIV- XV столетиях, известных как «золотой век», королевство Аюттая раскинулось от Вьентьяна в Лаосе на севере до Пагана в Бирме на западе.

    В XIV веке была построена основная часть города. Началось сооружение монастырских комплексов — ватов, — таких как Ват-Махатхат, возникший в 1384 году.

    Во время второго периода — периода Великих войн (1438-1628) в Аюттае сложился уникальный архитектурный стиль, заимствовавший множество элементов у более ранних цивилизаций. Башня в форме кукурузного початка, или пранг, была целиком заимствована из кхмерской, а чеди — сооружение в форме колокола, предназначенное для хранения священных реликвий — из ланкийской архитектуры. Дальнейшее развитие архитектурный стиль Аюттаи получил в XVII веке, когда в страну получили доступ европейцы.

    Поскольку Аюттая переросла остров, на котором была расположена, для удобства навигации была прокопана сеть каналов и фарватеров, ведущих в город. В этот же период, известный как «период приобщения к Западу» (1628-1733) в город хлынули тысячи иностранцев со всех концов света. Они принесли с собой культурные традиции своих стран и художественные приемы, впитавшиеся в аюттайский стиль и открывшие новую фазу в развитии сиамского искусства.

    Говорят, было время, когда в Аюттае проживали люди 40 национальностей. Она была богатым торговым городом, куда съезжались купцы из многих стран: Голландии и Испании, Португалии и Китая, Аравии, Персии, Малайзии, Индии и Японии.

    В 1760 году в страну вторглись бирманцы. Они 34 раза штурмовали Аюттаю, но так и не смогли взять город и отступили, когда по ним открыли огонь установленные в Ват На Пхра-Мен пушки. Однако это удалось им позже, в 1767 году. Бирманцы разрушили город почти до основания и снесли многие храмы и монастыри. После изгнания завоевателей началось спорадическое восстановление и реконструкция городских сооружений.

    Ваты Аюттаи

    Посетивший Аюттаю в 1682 году европеец писал, что позолоченных шпилей здесь так много, что когда солнце освещает их, начинает «рябить в глазах». Не только он, но и многие прибывавшие сюда купцы замирали от восхищения, увидев 400 с лишним городских ватов, многие из которых были позолочены или украшены мозаикой.

    ayuttai-ya-tai-land2

    Аюттая

    Правители города строили все новые и новые ваты – главным образом для того, чтобы Аюттая затмила прежнюю столицу, Сукхотай. Аюттайский ват берет свое начало от кхмерских храмовых комплексов – это группа окруженных крепостной стеной сооружений, в число которых входит буддийский монастырь, храм и зал для собраний.

    Туристическая компания RomanTravel предлагает купить тур в Таиланд из Одессы. В королевских ватах добавлялись каменные чеди, предназначенные для хранения святынь, например, связанных с Буддой реликвий. В комплекс вата входил также пранг – башня, напоминавшая по форме кукурузный початок.

    Ват Пхрасисанпхет был самым крупным и красивым среди ватов Аюттаи. Его сооружение началось в 1491 году и продолжалось при нескольких сменявших друг друга правителях. Этот ват использовался исключительно для проведения королевских религиозных церемоний и не предназначался для проживаниях монахов. В состав огороженного комплекса входят три чеди, в которых хранится прах короля Трайлоканата (1448-1488) и двух его сыновей, которые также были королями. Три главных чеди окружены рядом меньших по размеру чеди. Размеры вата можно установить по сохранившимся колоннам и фрагментам стен.

    В 1500 году в вате установлена статуя Будды. По слухам, она была 16-метровой высоты, а на ее изготовление пошло около 250 кг золота. Когда в 1767 году город захватили бирманцы, они сбросили Будду на землю, чтобы переплавить статую в золотые слитки. При этом была уничтожена не только статуя, но и храм.